Проблема незаконного копирования информации стоит перед каждой фирмой, которая имеет сайт в интернете и наполняет его авторским контентом. В Интернете многие считают, что всё можно «брать» бесплатно. И это не только касается фотографий, видео и музыки, но и сайтов в целом. Сегодня мы расскажем о том, как и зачем надо бороться с такими недобросовестными предпринимателями.
Зачем воруют сайты?
Сам контент – это объект авторского права и часто составной и достаточно сложный объект, состоящий из графики, текстов, базы данных и иного контента, скомпонованный особым образом по заказу или самим владельцем. Сайты – это часто результат длительного труда и потому создавать его заново ушлым предпринимателям бывает попросту лень или нет желания тратить на это деньги. Поэтому они ищут аналогичный бизнес в соседнем регионе и попросту выкачивают весь сайт, чтобы воссоздать его на своём хостинге. Движок и базу данных таким образом обычно не выкачать, но сэкономить на разработке дизайна и макетировании, эффективных продающих текстов можно достаточно серьезно, как и сэкономить на создании авторского контента. Сразу оговорюсь, что подобные действия являются ярким примером недобросовестной конкуренции и нарушением авторских прав, за которые может последовать вполне конкретная административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность.
Многие владельцы сайтов жалуются, что нередко копируют не просто дизайн сайта, а регулярно, чуть ли не ежедневно собирают новости, полезные советы, тренинги, авторские материалы пользователей сайта с раскрученного портала. Технически невозможно запретить копирование, но создать препятствия впавтолне возможно:
Указанные методы лишь дают вам преимущество как владельцу исходного контента перед «клонами», но не исключают возможности привлекать посетителей через социальные сети или контекстную рекламу, где будет иметь значение не результаты в органическом поиске, а внешняя привлекательность, удобство сайта, его продающие свойства.
Фиксирование прав на контент. Пожалуй, это один из самых важных этапов, без которого нет смысла переходить к официальной претензионной переписке и тем более обращаться в полицию или суд. Нужно оформить трудовые отношения с творческими работниками: сделать трудовой договор и должностную инструкцию (хотя закон обязывает их иметь изначально), из которых будет очевидно понятно, что сотрудник занимается контентом на сайте, осуществляет его создание (дизайн, вёрстку, составительство, фото). С фрилансерами надо сделать договоры оказания услуг, подряда или авторского заказа, по которым все исключительные авторские права переходят вам как заказчику. Не лишним будет фиксировать в акте, что именно было создано за период работником или фрилансером. Применительно к базе данных имеет смысл закрепить во внутренних документах источники её формирования, а также учитывать затраты на ее создание.
Судебная защита. Подготовка и подача искового заявления в суд о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав – на каждое в отдельности произведение (фото, текст и т.п.) или на сайт в целом. Последний вариант более логичен, т.к. сайт представляет собой составной объект авторского права. Компенсация взыскивается преимущественно в размере от 10₽ тыс. до 5₽ млн по усмотрению суда. В случае возможности доказать убытки вместо компенсации можно заявить их. Так же необходимо попросить суд признать недобросовестной конкуренцией действия по администрированию сайта и запретить его использование нарушителем.
Целью обращения в суд является как взыскание компенсации, так и предупреждение подобных случаев в будущем. Сам по себе факт привлечения к ответственности нарушителя и активное распространение сведений в интернете о таком случае уже является эффективным способом уменьшения количества случаев копирования как вашего сайта, так и вообще такой недобросовестной деятельности в целом.
Станислав Солнцев специально для журнала «Компании», февраль 2018 г.
Для настройки форм, перейдите в режим правки и кликните на "Изменить область"