Солнцев и партнёры Солнцев и партнёры

Зачем регистрировать товарный знак?


Запись эфира передачи "Правовой аспект" на радиостанции "Business FM Калининград":

Ведущий: регистрация товарного знака. Что это - дань моде или реальная защита вашего бренда, продукта и бизнеса? Можно ли зарегистрировать товарный знак в Калининграде или этим занимаются только дорогие московские юристы? Сегодня мы поговорим о том, зачем нужно регистрировать свой бренд, какие преимущества это даёт и какие ограничения накладывает на его владельца.

Самый очевидный вопрос, а зачем регистрировать товарный знак?

  1. Исключительное право на использование товарного знака. Регистрация товарного знака подтверждает то, что Вы являетесь его единственным законным правообладателем. А также предотвращает злоупотребления правами со стороны третьих лиц, преднамеренно регистрирующих на себя чужие товарные знаки для предъявления претензий настоящему владельцу знака.

  2. Гарантии того, что правообладатель не нарушает права других лиц, используя свой товарный знак.

  3. Законная монополия. Регистрация товарного знака запрещает его использование без разрешения владельца, что дает ему преимущественное положение. Только его владелец имеет право маркировать им свою продукцию или оказывать услуги под этим обозначение.

  4. Узнаваемость товаров. Регистрация товарного знака позволяет выделить свою продукцию среди массы однородных товаров и услуг, присутствующих на рынке.

  5. Использование в реализации рекламных и маркетинговых компаний. Товарный знак – неотъемлемая часть любых рекламных материалов, именно он позволяет выделять товар конкретного производителя из огромного числа аналогичных товаров.

  6. Повышение стоимости бизнеса. Товарный знак является важным нематериальным активом компании, так как числится на балансе предприятия с учетом его рыночной стоимости. Его популярность увеличивает стоимость бизнеса, например, товарные знаки самых известных фирм, стоят намного дороже, чем все их физические активы.

  7. Возможность создания франчайзинговой сети. Товарный знак является необходимым элементом при продаже франшизы и заключении соответствующего договора.

  8. Получение дополнительной прибыли. В частности, товарный знак можно продать, выдать за определенную плату лицензию на его использование третьим лицам, заложить товарный знак банку.

  9. Увеличение конкурентоспособности вашей продукции или услуг за счет повышения узнаваемости бренда.

Ведущий: а монополия на “название” она абсолютна? Что будет если я зарегистрирую товарный знак “хлеб”? Выходит, что смогу заставить всех платить мне?

Станислав Солнцев: нет, монополия распространяется лишь на те виды товаров и  услуг, которые вы заявили при регистрации. То есть может быть “Сигма” - сервис по ремонту запчастей и спортивный клуб и у них будут разные владельцы. Общеупотребительные слова нельзя зарегистрировать как ТЗ. Это попросту не даст сделать Роспатент. 

Но есть патентные тролли, которые занимаются скупкой и регистрацией товарных знаков, которые достаточно часто используются в названиях фирм, магазинов, интернет-проектах. Скажу более того, даже мне лично при регистрации ТЗ нашей фирмы  пришлось выкупать ТЗ “СолнцевЪ” за 120 тыс. руб. Мы смогли бы доказать. что ТЗ не используется и так прекратить его правовую охрану, но это бы заняло много времени и сил, поэтому проще было заплатить.

Ведущий: вот вы сказали, что можно аннулировать ТЗ. Как это вообще происходит?

Станилав Солнцев: чаще всего в связи с неиспользованием ТЗ. Если прошло более 3 лет с момента неиспользования, то любое заинтересованное лицо может обратиться в Суд по интеллектуальным правам и просить по сути “аннулировать” ТЗ. В случае успеха он сможет потом зарегистрировать его на себя.

Ведущий: как долго происходит регистрация товарного знака?

Илья Кунинец: по правилам Роспатента это 1 год 6 месяцев и 2 недели, но последнее время всё происходит примерно за 6-7 месяцев, а иногда и быстрее. К примеру, мы и наш патентный поверенный готовим заявки обычно 3-5 дней. Подаём документы в электронном виде и вот уже максимум через неделю у вас есть преимущество - ваша заявка принята и ей присвоен номер, с даты подачи которой уже исчисляется ваш приоритет на товарный знак.

Ведущий: Насколько часто отказы в регистрации и что с этим делать?

Станислав Солнцев: в большинстве случаев нам удаётся проверить возможность регистрации логотипа в качестве товарного знака, но эта проверка по объективным причинам не возможна на 100%. Всегда есть люди, которые начали использовать обозначение как своё фирменное наименование (то есть название фирмы) или как коммерческое обозначение. Это кода вы ИП Петров, а ваш салон красоты называется “Прусская идиллия”. И вот эта самая “Прусская идиллия” и будет вашим КО. Мы стараемся работать без отказов, но иногда и они случаются.

Ведущий: так если можно просто зарегистрировать название фирмы, то зачем платить деньги и тратить время на регистрацию ТЗ?

Станислав Солнцев: фирменное наименование нельзя передать кому-то, выдать лицензию. Даже коммерческая концессия не может быть без товарного знака, а это очень популярное направление бизнеса. Думаю, что в одной из передачи мы поговорим об этом. Коммерческое обозначение тоже не полноценный выход. Вы в случае спора должны доказать, что вы фактически используете это фирменное наименование: показать рекламу, вывески, документы на их изготовление, фотографии вашего магазина или офиса. Если у вас товарный знак, то вам ничего этого не надо делать. Достаточно предъявить свидетельство о регистрации ТЗ или ссылку на сайт роспатента, где они все опубликованы. Это удобно, современно и куда проще. 

Ведущий: и последний, возможно, необычный вопрос, а что не надо делать с ТЗ?

Станислав Солнцев: во-первых, заниматься самолечением. Формально вы можете и сами зарегистрировать ТЗ, но это будет дороже на 30%, чем если действовать через нас. Мы подаем заявки в электронном виде и у нас есть патентный поверенный.

Во-вторых, не стоит пытаться регистрировать чужой бренд, который не спешит с регистрацией. Вы, может, и успеете опередить, но если ваш конкурент докажет, что вы сделали это намеренно - то вы не только потеряете ТЗ, но и будете привлечены за нарушение антимонопольного законодательства. А это дорого!

В-третьих, не надо пытаться зарегистрировать ТЗ по всем существующим видам деятельности, если не планируете заниматься. Вас ожидает через споров и разбирательств. С другой стороны иногда это лучше, чем не иметь возможности потом использовать бренд.

В-четвертых, дорого обойдется его неиспользование.

Похожие публикации

Комментировать

Всплываюшие формы

Для настройки форм, перейдите в режим правки и кликните на "Изменить область"


Кнопки в контактах

Калиниград
Form ID: kontacts_kaliningrad_callback
Заказать звонок
Подтвердите что вы не робот

Форма отправлена

Спасибо! Мы свяжемся с вами в ближайшее время


Москва
Form ID: kontacts_moscow_callback
Заказать звонок
Подтвердите что вы не робот

Форма отправлена

Спасибо! Мы свяжемся с вами в ближайшее время


Барнаул
Form ID: kontacts_barnaul_callback
Заказать звонок
Подтвердите что вы не робот

Форма отправлена

Спасибо! Мы свяжемся с вами в ближайшее время