Солнцев и партнёры Солнцев и партнёры

Ваши должники, которые не платят


Запись эфира передачи "Правовой аспект" на радиостанции "Business FM Калининград":

Ведущий: Пожалуй, сложно представить себе что-то более неприятное, чем долги. Но долги и задолженность связаны абсолютно с каждым бизнесом. Предприниматели берут кредиты, выдают поручительство, совершают рискованные сделки, терпят убытки и даже порой разоряются. И всё это из-за долгов! Но как максимально защитить себя от них?

Можно ли вообще не иметь долгов?

Станислав Солнцев: очевидно, что долги были, есть и всегда будут. Проблема состоит в том, чтобы управлять этими рисками. И не допускать таких долгов, которые смогут поглотить ваш бизнес. У юристов нет волшебной палочки, взмахом которой они бы смогли решить все долговые проблемы предпринимателей. Долги - это в первую очередь неумение управлять финансами и только во вторую - отсутствие правильной юридической защиты и оформления документов. Разумные, эффективные и дальновидные предприниматели не только сами юридически грамотны, но и имеют в штате или на аутсорсинге профессиональных юристов.

А от каких проблем может уберечь юрист, если говорить о долгах?

Во-первых, если вы работаете с отсрочкой платежа, то решите для себя какой процент вы готовы без последствий для своего бизнеса потерять от ежемесячного оборота. Затем выявите тот тип клиентов, который вам чаще всего не платит. Работайте с такими только по предоплате. Если это невозможно и снижает выручку, то ищите баланс между просрочками, неоплатами и оборачиваемостью. Закладывайте в эту модель расходы на взыскание долгов, которые обычно составляют от 15 до 30% от суммы долга.

Кстати, сейчас мы разрабатываем автоматическую систему управления дебиторской задолженностью. Это когда мы вместе с вашей бухгалтерией настраиваем работу так, что каждый должник, который допускает просрочку больше определенной суммы или срока - попадает к нам в работу. Работа построена на эффективных алгоритмах взыскания, которые опробированы в сфере корпоративного коллекторства. И что важно - это системная и почти автоматическая система.

Если нашим радиослушателям это интересно, свяжитесь со мной по телефону 69-46-13 и мы подумаем как опробовать это на вашем бизнесе.

Во-вторых, перестать раздавать поручительства на безвозмездной основе. Почему-то в России обычно это не способ заработка, а один из способов помочь “хорошему человеку”. За поручительство должен платить тот, за кого вы ручаетесь! Сравните с банковской гарантией. Банк не делает это бесплатно. Оценивайте бизнес и сделки того, за кого поручаетесь как если бы вы его покупали для себя. Лучше отказаться от “помощи”, чем утонуть вдвоём.  Для такой оценки есть многочисленные системы проверки контрагентов. 

В-третьих, ставьте своих контрагентов, партнёров на мониторинг в таких системах. Мы для своих клиентов отслеживаем десятки и даже сотни компаний и их владельцев на предмет того не решил ли “партнёр” ликвидироваться, не переезжает он в отдалённый аул Северного Кавказа или в Магадан, чтобы там закрыть свою фирму. Обычно мы мониторим крупные, массовые иски к таким фирмам. Всегда надо знать, когда надо оказаться первым среди кредиторов и не потерять фору.

В-четвёртых, как бы это не было банально - составляйте договоры правильно. Поручайте эту работу юристам, которые не только красиво укладывают ваши собственные мысли (этого мало!), но и регулярно ходят в суды и знают актуальную судебную практику. Они-то как ни кто другой знают, как с этим “текстом” можно отстоять ваши интересы. К примеру, у нас уже есть масса готовых вариантов договоров для разных сфер бизнеса, которые мы успешно опробировали в суде. Но мало просто составить договор, его надо правильно исполнить. Если вы пишите, что у вас будет спецификация, то сделайте её. Если в договоре указано, что надо подать заявку. то подавайте её или ждите от контрагента. Зачем-то пишите оплата после получения счета - вручайте счёт или отправляйте его на электронную почту. Не используйте двусмысленных фраз, непонятных терминов и не делайте договоры слишком сложными без нужды.

В какой момент уже надо переходить от переговоров к обращению в суд? 

Думаю, что мы об этом поговорим в отдельной передаче. Но если коротко, то я бы рекомендовал разделить всех должников на несколько групп: бесперспективные, с которыми можно судиться без “потери отношений” и те самые, что требуют деликатной работы. Это чисто наша, я бы даже сказал “советская”, классификация! С последними обычно работают руководители наших клиентов, привлекая нас к дипломатическим переговорам и когда надо оформить договорённости. Однако и эта группа должников рано или поздно или расплачивается по долгам или переходит на судебную стадию. Мы рекомендуем сразу как допущена просрочка писать претензию (и это теперь обязательно), но вести переговоры с должником “до последнего”. 

Как вы сами работаете с должниками и чему наши слушатели могли бы у вас поучиться?

В своей работе мы используем метод “неотвратимости”, когда должник знает, что в оговоренные с ними сроки мы подадим претензию, привлечём внимание его контрагентов, партнёров, инвесторов к его долговой проблеме, чего он обычно не хочет, подадим иск в суд, получим, когда это возможно,  арест на его имущество, спишем деньги по счёта или через приставов выставим его имущество на торги. Если сумма основного долга больше 500 тыс. рублей, то должник наших клиентов ожидаемо получит заявление о банкротстве.



Похожие публикации

Похожие услуги

Комментировать

Всплываюшие формы

Для настройки форм, перейдите в режим правки и кликните на "Изменить область"


Кнопки в контактах

Калиниград
Form ID: kontacts_kaliningrad_callback
Заказать звонок
Подтвердите что вы не робот

Форма отправлена

Спасибо! Мы свяжемся с вами в ближайшее время


Москва
Form ID: kontacts_moscow_callback
Заказать звонок
Подтвердите что вы не робот

Форма отправлена

Спасибо! Мы свяжемся с вами в ближайшее время


Барнаул
Form ID: kontacts_barnaul_callback
Заказать звонок
Подтвердите что вы не робот

Форма отправлена

Спасибо! Мы свяжемся с вами в ближайшее время