Сегодня в нашей стране развернулась нешуточная борьба между сторонниками и противниками вакцинации. В этот раз битва идет за «цифровой концлагерь». Предлагаю разобраться — а законно ли введение QR-кодов?
Противники нововведения апеллируют к основному закону нашей страны — Конституции. Однако, действительно противоречит ли введение QR-кодов главному из законов?
По настоящему, в Конституции прописана возможность устанавливать отдельные ограничения прав и свобод граждан. Но дьявол кроется в деталях — необходимо указать пределы и срок действия таких ограничений. При этом ограничения прописаны на случай чрезвычайного положения, дабы обеспечить безопасность граждан
Все мы знаем, что введения ЧП власти избегают всеми силами, а значит — и сослаться на эту норму власти не могут.
Именно это решение «избегать» введения режима ЧС (несмотря на все ежедневные смерти) и приводит к правовой неопределенности, из-за которой появляются те, кто считает введение QR-кодов незаконным.
Однако, у правительства (неожиданность) тоже есть юристы, и введение QR-кодов сделано через «лазейку» в законодательстве.
Вновь обратимся к Конституции, где зафиксировано, что за счет перечисленных в ней основных прав и свобод не могут отрицаться или умаляться другие общепризнанные права и свободы человека и гражданина.
Как нам всем известно, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Именно к этой части основного закона и «привязаны» все меры, направленные на снижение заболеваемости (если конечно разбирать все только с позиции конституционности введения мер).
Из более конкретных норм, власти ориентируются на закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Исходя из этого закона — власти обязаны принять меры для предупреждения чрезвычайных ситуаций. Ну а к таким ситуациям и относится пандемия. Иными словами, с точки зрения закона власти действуют «на опережение”.Именно поэтому органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и другие правовые акты в области защиты населения. А также обязательные для граждан и организаций правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Граждане России обязаны соблюдать эти законы и правовые акты и выполнять установленные правила поведения (ст. 19 закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ). Вопрос о том, что же представляет из себя «чрезвычайная ситуация», если происходящее за окном — лишь ее преддверие — оставим политикам
Таким образом, введение кодов, пусть и с натяжкой, укладывается в рамки действующего законодательства. Разумеется такая ситуация не может устраивать власть предержащих, и потому уже сейчас на рассмотрении государственной думы есть целых два связанных законопроекта, направленных на «узаконивание» QR-кодов. Перекроить должны закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и воздушный кодекс.
Сейчас отзывы на эти проекты еще собирают, так что раньше нового года вступления их в силу ждать не стоит. При этом не следует думать, что власть «испугалась» народного гнева и потому продлила срок рассмотрения законопроекта (как вещают сейчас многие противники кодов). ⠀
Данное отложение было заложено изначально, так что радоваться противникам кодов — рано.
Для настройки форм, перейдите в режим правки и кликните на "Изменить область"