Вопросы и ответы с эфира передачи "Правовой аспект" на радиостанции "Business FM Калининград". Сегодня говорим по традиции с управляющим партнёром юридической фирмы “Солнцев и партнёры” Станиславом Солнцевым о самой бизнесовой из всех юридических тем - о партнёрстве и о его юридическом оформлении:
Ведущий: Станислав, а что собственно такое партнёрское соглашение?
Станислав: это тот документ, который позволяет вам имея бизнес - остаться с бизнесом! А если серьёзно, то это соглашение между действующими или будущими партнёрами, которое очень подробно описывает всю возможную деятельность партнёров как владельцев бизнеса по созданию и управлению, продаже и даже ликвидации бизнеса. В какой-то части это джентльменское соглашение, но мы, юристы, понимаем, что абсолютное большинство вопросов можно и нужно оформить так, чтобы с этим документом можно было пойти и в суд в случае чего.
Ведущий: так всё же о чем должны договориться партнёры между собой?
Станислав: представьте, что вы заранее, даже еще до создания фирмы, можете договориться о том:
кто и как, в каком порядке вносит деньги в бизнес и что будет, если он этого не сделает
какие обязанности лежат на каком из партнёров, особенно на период, когда они фактически выполняют функцию работников;
кто и при каких условиях будет оставаться или “терять” должность генерального директора и это невзирая на распределение долей;
как вы будете голосовать и по каким вопросам, кто может принимать решение, а другой обязан с ними соглашаться и будет ли такой принцип действовать по всем вопросам?!;
очень важно договориться можно ли выйти из бизнеса и как это сделать - просто по заявлению о выходе или у вас купят долю? И купят на заранее определенных условиях. Это может быть как фиксированная стоимость на начальном этапе, к примеру, равная вложения. Или рыночная оценка доли в бизнесе, часть или кратна обороту, выручке, чистой прибыли за определенный период;
обязательно определите в партнёрском соглашении как и при каких условиях вы распределяете дивиденды. Представьте, что один из партнёров видит прибыль по итогам года и хочет получить дивиденды, а другой считает, что их надо вложить в развитие бизнеса. Налицо потенциальный конфликт. Но можно предусмотреть условия, когда возможны любые из указанных вариантов. У нас был случай, когда крупный российский банк кредитует строительство завода и условием кредитования было то, что пока определенная часть тела долга не будет погашена, то партнёры не должны иметь право распределять дивиденды;
вы должны обсудить и зафиксировать порядок выкупа долей и тут тоже есть масса инструментов - может ли один партнёр выкупить долю и на каких условиях. Если один продает, то обязаны ли другие продавать и по какой цене. По какой цене можно выкупить продаваемую долю. Всё это можно очень тонко настроить;
обязательно надо описать ситуацию раздела бизнеса. К примеру, кому отойдут запасы товаров, аренда или помещение в собственности, торговые точки или производственные мощности и какие, а кому интеллектуальная собственность, бренд компании. Или, возможно, вы его будете использовать еще после расставания несколько лет вместе, чтобы постепенно один из вас провёл спокойный ребрендинг уже будучи отдельно работающим бизнесом.
Ведущий: а что мешает будущим совладельцам договориться самим?
Станислав: ничего не мешает. Но они это забывают делать. Потом теряют деньги, силы, дружбу, отношения и даже бизнес целиком.
Ведущий: кому может быть полезно оформить партнерские отношения?
Станислав: на самом деле абсолютно всем, у кого есть партнёр. А задуматься и тем, кто его ищет. Мы просто должны знать об этих правилах и условиях работы. Как вы знаете таблицу умножения.
Ведущий: каких случаях точно не получится ничего оформить?
Станислав: таких случаев практически нет. Если не считать ситуации, когда у вас нет бизнеса или этот бизнес полностью нелегален. Но даже и в этом случае партнёрское соглашение - это не просто понятийный договор. Это договор! Запомните “что не написано - того не существует!
Для настройки форм, перейдите в режим правки и кликните на "Изменить область"