Солнцев и партнёры Солнцев и партнёры

Новый клиент: предоплата или постоплата?

Солнцев Станислав

Солнцев Станислав, управляющий партнер юрфирмы «Солнцев и партнёры»

Безусловно, если в вашем бизнесе высок риск неоплаты, то вам рекомендует использовать полную или хотя бы 50% предоплату. Размер этого риска можно определить либо опытным путем (начав работать и терять деньги), либо выяснить у тех, кто занимается таким бизнесом дольше вас.

Размер предоплаты - зависит от маржинальности вашего бизнеса и таких сделок в частности. Иными словами сколько вам допустимо потерять оплат или клиентов, поставок, тонн или штук товаров, чтобы быть хотя бы в безубыточности. Естественно, стремиться надо к 100% предоплате, т.к. именно она позволяет Вам "верить в себя" и своего клиента. В его честность и порядочность.

Также размер предоплаты зависит отчасти и от того, как формируется себестоимость вашего товара. Так, можете ли вы позволить взять предоплату 50%, тогда как вам надо внести 75% своему поставщику и это не перекрывается наценкой. Всё это чисто финансовые расчеты, которые должны делать профессиональные финансисты. Но и владелец бизнеса на таком уровне должен владеть этим инструментом, ибо это относится и с безопасности бизнеса в целом.

Постоплата или предоплата еще сильно зависит от традиций на рынке. К примеру, турпутёвку вам скорее продадут в кредит, чем без предоплаты. Ремонт квартиры тоже не получится сделать без неё. В кафе с вам не просят обычно предоплату. Товар и услугу вы получаете авансом. Юридические услуги оплачивают по-разному: судебное представительство часто вперед на 50-100%, а вот гонорар успеха - оплачивается всегда после получения выигрыша или иного результата.

С некоторыми клиентами я советовал бы работать по предоплате вне зависимости от вашей бизнес-модели:

  • новыми клиентами, когда они заказывают на существенную сумму, даже если вы всем остальным поставляете товар под реализацию. Высок риск того, что вы не получите свои деньги. Но тут опять же надо понимать вероятность риска и совокупный критический таких отсрочек. Часто это маркетинговый ход, который приходиться использовать и просто закладывать "невозвраты" в стоимость товара или услуги. Это как банки закладывают в свой процент суммы невозвратов по плохим долгам;
  • клиентам, которые уже хотя бы однократно не возвращали вам деньги. Неважно отдали или нет, по суду или после "серьезных разговоров". Просите предоплату или залог, поручительство - все зависит от масштабов этого товарного кредита.
Безусловно стоит предусмотреть и товарный кредит. Это позволит вам компенсировать затраты на рассрочку. Он тоже бывает разный:
  • беспроцентный, но только для тех, кто укладывается в сроки отсрочки;
  • стандартный, когда после условных 30 дней отсрочки ваш клиент, если он не заплатил вам, платит условные 5-10 или даже 20% годовых за пользование вашими деньгами;
  • сложный, когда вы используете сложные проценты;
  • прогрессивный, когда каждый следующий период просрочки обходится клиенту все дороже и дороже. К примеру, ставка с 31 по 40 день 10% годовых, а с 41 по 50 день - уже 20%;
  • ретроспективный, когда при достижении определенной просрочки, клиент начинает платить за даже первоначально бесплатный период вполне реальные проценты. И более того, они могут также "по ступенькам" задним числом расти.
Зачем все это надо?
Вы получаете возможность окупить стоимость своих денег или кредит, которым пользуетесь для покупки своих товаров или сырья. Вы платите проценты, а ваши клиенты нет.
Ваши юристы будут охотнее брать такие дела, где есть такие проценты, потому что "пока мы договариваемся с должником" уже набегут хорошие проценты.
И главное - эти суммы в отличии от неустойки нельзя снизить.

Похожие публикации

Всплываюшие формы

Для настройки форм, перейдите в режим правки и кликните на "Изменить область"


Кнопки в контактах

Калиниград
Form ID: kontacts_kaliningrad_callback
Заказать звонок
Подтвердите что вы не робот

Форма отправлена

Спасибо! Мы свяжемся с вами в ближайшее время


Москва
Form ID: kontacts_moscow_callback
Заказать звонок
Подтвердите что вы не робот

Форма отправлена

Спасибо! Мы свяжемся с вами в ближайшее время


Барнаул
Form ID: kontacts_barnaul_callback
Заказать звонок
Подтвердите что вы не робот

Форма отправлена

Спасибо! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Заказать звонок
Подтвердите что вы не робот

Форма отправлена

Спасибо! Мы свяжемся с вами в ближайшее время