Кунинец Илья, руководитель Практики интеллектуальной собственности «Солнцев и партнёры»
Вбиваете в поисковик свое название (или даже товарный знак!), а вылезает куча сайтов схожей с вашей продукцией тематики? Рядом с вашим товаром на полках оптовика появились упаковки, как две капли воды похожие на ваши? Или про ваш бизнес распространили информацию, имеющую мало общего с реальностью, но заставившую уйти лояльных клиентов?
Поздравляем (нет), вы столкнулись с таким явлением, как недобросовестная конкуренция.
Закон признает действия другого хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией, если:
- он, как ни странно, является вашим конкурентом, то есть осуществляет деятельность на той же территории, на тех же товарных рынках (или рынках услуг), для одной и той же категории потребителей;
-
действия явно направлены на получение нечестных преимуществ в предпринимательской деятельности (выглядеть лучше на вашем фоне за счет “грязной” информации, или приписывать себе несуществующие достижения, и так далее);
-
действия противоречат закону, либо обычаям делового оборота, добропорядочности, разумности, справедливости (то есть порядочный человек так бы никогда не сделал!);
-
вам были причинены убытки, либо создалась угроза их причинения (ушли клиенты, потеряли возможность заключить выгодный контракт), либо был нанесен ущерб деловой репутации.
Выявить недобросовестную конкуренцию может как сам бизнес, так и Федеральная антимонопольная служба
(например, из сообщений в СМИ, по сообщению госорганов, в результатах внеплановых проверок).
Споры предпринимателей о недобросовестной конкуренции рассматривает управление антимонопольной службы, либо арбитражный суд. Причем обратиться можно напрямую и туда, и туда, право выбора предоставлено заявителю.
Важно: споры рассматриваются по месту нахождения предполагаемого недобросовестного конкурента, то есть территориальным отделением ФАС соответствующего субъекта, либо арбитражным судом той области/края.
У недобросовестной конкуренции много форм, с которыми часто сталкивается не только пострадавший бизнес, но и непосредственно потребители.
Какие проявления недобросовестной конкуренции встречаются в природе - узнаем в следующей заметке!