Солнцев и партнёры Солнцев и партнёры

Можно ли продавать открытки и магниты с Кафедральным собором?


Кунинец Илья

Илья Кунинец, старший юрист Практики информационных технологий и интеллектуальной собственности юридической фирмы «Солнцев и партнёры»

Калининградские СМИ опубликовали новость: у предпринимателей стали изымать сувенирку с изображением Кафедрального собора. Соответствующее решение на днях вынес Арбитражный суд. Среди тех, кто зарабатывает на жизнь продажей туристам открыток и магнитов с городскими видами, началась паника. Насколько она обоснована, отвечает юрист по интеллектуальной собственности Илья Кунинец:

Во-первых, в этом деле инициатива преследования предпринимателя принадлежала не ГУК «Калининградский кафедральный собор», а Отделу применения административного законодательства УМВД по Калининградской области. Организация, представляющая собор, была привлечена третьим лицом и неизвестно, поддерживала ли она требования правоохранителей. Это позволяет предполагать, что речь, возможно, идет не о новом тренде, а о получении недостающей «палки» в нашей правоохранительной системе. Поэтому пока преждевременно говорить о системной «охоте» на торговцев сувенирами.

Во-вторых, в этом деле есть юридические нюансы. Предпринимателя привлекли к ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ, то есть за незаконное использование средств индивидуализации товаров и услуг, проще говоря - за использование чужого товарного знака. В КоАП есть две статьи на этот счет: для объектов, права на которые регистрировать не надо, они и так принадлежат автору по умолчанию (например, тексты, фотографии, картины), и для средств индивидуализации, которые обязательно нужно регистрировать в госорганах (товарные знаки, знаки обслуживания и т.п.).

Теоретически архитектурный объект может подпадать под действие обеих статей: у него ведь есть автор, следовательно, есть и авторские права, а еще его изображение можно зарегистрировать в качестве товарного знака, если такой логотип пройдет экспертизу в Роспатенте.

Первая норма на калининградский Кафедральный собор уже не распространяется: с момента смерти его архитектора прошло явно больше 70 лет, и в этом смысле культурный памятник перешел в категорию общественного достояния. Кроме того, Гражданский кодекс разрешает свободно использовать изображения архитектурных объектов, находящихся в местах общего пользования.

Однако с 2002 по 2019 год несколько изображений Кафедрального собора были зарегистрированы в качестве товарных знаков. Это значит, нужно смотреть, как именно выглядело изображение на изъятых сувенирах, и до какой степени оно было похоже на логотипы собора.

На веб-сайте Кафедрального собора есть эти зарегистрированные изображения и положение об их использовании третьими лицами. Можно сравнить свои сувениры с этими логотипами, и, если среди них есть очень похожие, стоит отказаться от их продажи или заключить с ГУК «Кафедральный собор» лицензионный договор.

Предпринимателям, уже попавшим в такую ситуацию, я бы порекомендовал настаивать на малозначительности деяния и освобождении от ответственности. Продажа магнита за 100-200 рублей явно несопоставима с суммами штрафов за нарушение авторских прав (для ИП это трехкратная стоимость товара, но не менее 50 тысяч рублей) и она не наносит вреда общественным интересам.

Похожие публикации

Похожие услуги

Комментировать

Всплываюшие формы

Для настройки форм, перейдите в режим правки и кликните на "Изменить область"


Кнопки в контактах

Калиниград
Form ID: kontacts_kaliningrad_callback
Заказать звонок
Подтвердите что вы не робот

Форма отправлена

Спасибо! Мы свяжемся с вами в ближайшее время


Москва
Form ID: kontacts_moscow_callback
Заказать звонок
Подтвердите что вы не робот

Форма отправлена

Спасибо! Мы свяжемся с вами в ближайшее время


Барнаул
Form ID: kontacts_barnaul_callback
Заказать звонок
Подтвердите что вы не робот

Форма отправлена

Спасибо! Мы свяжемся с вами в ближайшее время