На момент его принятия в первоначальной редакции правительство явно не осознавало всей потенциальной угрозы, исходящей от коронавируса, а потому, изначальный документ предполагал лишь запрет на проведение массовых мероприятий и содержал ряд рекомендаций для граждан, работодателей и органов местного самоуправления. Постановление также постулировало необходимость обеспечения информирования населения, выявление обучающихся с признаками инфекционного заболевания, а также ряда иных мер в области здравоохранения.
Изменения в этот документ затронувшие широкие массы населения были впервые внесены 30 марта 2020 года постановлением Правительства Калининградской области № 157 (в скором времени дополненные постановлением Правительства Калининградской области №180).
В первую очередь ограничения были связаны со свободой передвижения и обеспечением социального дистанцирования. Лиц, вернувшихся из-за рубежа, обязали сообщать о своем возвращении. Были введены также общие требования по самоизоляции для всех граждан. Серьезным ударом по бизнесу стала приостановка деятельности практически всей сферы услуг. Ограничения были установлены сначала до 5 апреля 2020 года, и затем неоднократно продлевались.
В дальнейшем, критических изменений в текст постановления не вносилось. Оставшиеся шесть постановлений, вносящих изменения в первоначальный документ, служили для изменения сроков ограничительных мер, а также для корректировки перечня организаций, получивших возможность возобновить свою работу в условиях пандемии, причем управление этим перечнем осуществлялось фактически в «ручном режиме», путем внесения организаций в соответствующее приложение к постановлению или публикации соответствующего кода ОКВЭД.
Станислав Солнцев: “В Калининградской области в целом сохраняется нелогичный дисбаланс между тем, что “можно ходить в продуктовые магазины”, где по объективным причинам много людей и не действуют ограничения на количество одновременно присутствующих. Но вот работать с физическими лицами, к примеру, юристам, нельзя, если не считать дистанционную работу. При этом в середине апреля появилось послабление для адвокатов, нотариусов, арбитражных управляющих, а вот “армия простых юристов”, коих суммарно больше остальных представителей юридической профессии - снова осталась за бортом. Даже риэлторам разрешили работать”.
Другим примером «аварийного» законодательства служит постановление Правительства Калининградской области №215 от 21 апреля 2020 года. Оно было направлено на продление сроков уплаты отдельных налогов и авансовых платежей по налогам на территории Калининградской области. При этом перечень категорий организаций, претендующих на такую отсрочку, был строго определен в приложении к постановлению.
Частота внесения изменений варьировалась от 3 до 7 дней между постановлениями. Задержка между официальной публикацией всех постановлений и появлением их текста на официальном сайте Правительства Калининградской области не превышала одного дня.
Несмотря на то, что необходимость проведения разъяснительной работы была заявлена уже в первоначальном тексте постановления, разъяснительная работа не была организована на должном уровне.
"По сути, единственным источником достоверной информации служил официальный сайт Правительства Калининградской области. В то же время, ключевые заявления о ситуации в регионе делались через комментарии под постами в социальной сети Instagram губернатора Антона Алиханова, и сообщения в СМИ зачастую основывались на анализе этих сообщений (дающих корректную информацию задолго до официальных сообщений Штаба по борьбе с коронавирусом), и как следствие не всегда в полной мере корректно отражали финальные тексты постановлений. Тем не менее, серьезных отклонений и дезинформации по счастливому стечению обстоятельств удалось избежать", - сообщает Михаил Чернокоз.
Что касается нашей профессиональной деятельности, то в первую очередь юристам пришлось столкнуться с вопросами от представителей малого бизнеса. Обещанные Президентом меры поддержки заинтересовали весьма широкий круг бизнесменов, деятельность которых была приостановлена постановлением Правительства Калининградской области. Тем не менее, предприятия значительной части обратившихся не соответствовали перечню «отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», и, как следствие, не могли претендовать на какую-либо поддержку со стороны государства. Подобная ситуация сложилась из за того, что постановлением Правительства Калининградской области была приостановлена деятельность значительно большего числа организаций, чем указано в утвержденном правительством РФ перечне, ведь перечень был и остается формой «адресной» помощи, строго привязанной к кодам ОКВЭД, тогда как первоначальный текст постановления ограничивал всю сферу услуг в целом. Более того, заявленная правительством Калининградской области «отсрочка» уплаты налогов также коснулась лишь ограниченного числа предпринимателей (чьи коды ОКВЭД были указаны в соответствующем приложении к постановлению).
Уже в середине апреля, Правительство Калининградской области пошло на ослабление режима ограничений для ряда организаций, но данные послабления также были исполнены в «адресной» форме. Тем не менее, подобный подход все еще оставляет часть предпринимателей в ситуации, когда ограничения, наложенные на организацию, остаются в силе уже более месяца, но рассчитывать на поддержку государства не приходится.
Что касается физических лиц, появилось больше вопросов связанных с трудовым правом, основной объем которых касается незаконных увольнений и принуждений написать заявления об «отпуске за свой счет». Подобное недобросовестное поведение работодателей в условиях недостаточности мер поддержки со стороны государства не вызывает удивления. Вторым, но не менее важным, направлением интересующим граждан стало семейное право. К сожалению, режим самоизоляции, ужесточившиеся финансовые проблемы, приводят к повышенному интересу граждан к бракоразводным процессам.
В общем и целом, можно сделать вывод о том, что Правительством Калининградской области была допущена ситуация, в которой вся тяжесть последствий борьбы с коронавирусной инфекцией в полной мере легла на плечи ряда предпринимателей, лишившихся возможности продолжать ведение своей деятельности, и при этом не получивших какой-либо поддержки от государства. Более того, подобная ситуация будет сохранятся до тех пор, пока Правительство региона будет продолжать придерживаться практики «адресной» отмены введенных тотальных ограничений деятельности. Действующая редакция Общероссийского классификатора видов экономической деятельности содержит более 1600 кодов ОКВЭД, что само по себе делает невозможным эффективное реагирование на сложившуюся тяжелую экономическую ситуацию в стране путем добавления этих кодов в качестве исключений из общего правила. Необходимы меры массовой поддержки всей сферы услуг, в наибольшей степени пострадавшей от мер, направленных на борьбу с коронавирусной инфекцией. Альтернативой данным мерам служит массовая безработица, разводы, банкротства, и надвигающийся кризис неплатежей.
Для настройки форм, перейдите в режим правки и кликните на "Изменить область"