Солнцев и партнёры Солнцев и партнёры

Как защитить деловую репутацию

Кунинец Илья

Кунинец Илья, руководитель Практики интеллектуальной собственности «Солнцев и партнёры»

Репутацию нельзя вложить в уставный капитал юридического лица или взять кредит под ее залог, продать и передать по наследству. Тем не менее, это один из важнейших, если не самый важный, нематериальный актив предпринимателя.

Согласитесь, неприятно обнаружить однажды, что в где-нибудь в Интернете, или же в письме от действующего контрагента вашему листу контактов появилась какая-то нелицеприятная информация о вашем бизнесе, притом не соответствующая действительности?

Когда гнев от явно ложного и оскорбительного текста утихает, остается вопрос: а что, собственно, делать?

К счастью, закон предлагает сразу несколько вариантов защиты репутации, а также дополнительные меры, которые могут побудить нарушителя остановиться.

Требования могут быть разные:

о признании информации недостоверной, порочащей деловую репутацию;
о публикации опровержения;
о взыскании убытков (доказанных);
о взыскании компенсации морального вреда (применимо ТОЛЬКО для физических лиц (да, у физических лиц тоже может быть деловая репутация!);
о наложении судебного штрафа в случае просрочки исполнения одного из требований (например, о публикации опровержения).

Споры рассматриваются как судами (арбитражными при споре между юридическими лицами и предпринимателями; общей юрисдикции, если спор не связан с экономическими правоотношениями, а одна или обе стороны - физические лица), так и Федеральной антимонопольной службой, если информацию распространил конкурент, и это можно расценивать как дискредитацию в соответствии с законом “О защите конкуренции”.

Для того, чтобы отстоять свои права в суде и до него, рекомендуем зафиксировать нарушение. Как минимум это должны быть скриншоты, которые позволяют установить ссылку, по которой распространена информация, дата и время распространения, лицо, ее распространившее. Важно, чтобы на скриншоте были системные дата и время устройства, с которого он сделан.

Но надежнее всего будет осмотреть источник у нотариуса, по результатам чего будет изготовлен протокол осмотра доказательств.

Далее можно обращаться непосредственно в суд или ФАС, если вы не хотите взыскать с нарушителя убытки: в случае требования, не связанного с деньгами, направлять претензию необязательно.

В суде доказываются следующие обстоятельства:

носит ли распространенная информация порочащий характер (возможно, потребуется заключение эксперта-лингвиста, если текст, что называется, “на грани”);
распространена ли информация конкретным лицом (то есть какие истец представил доказательства, что информацию распространило именно ООО “Рога и копыта”);
достоверна ли опубликованная информация (имела ли она место в реальности, или это плод воображения нарушителя);

Первые два обстоятельства доказывает истец, последнее - ответчик.

Стоит иметь ввиду, что даже если информация носит порочащий характер и распространена конкретным лицом, но при этом достоверна, то суд в таком иске откажет.

У защиты деловой репутации много нюансов, и разобраться в них всех зачастую сложно даже опытному юристу. Поэтому если у вас остались вопросы, можете смело задать их нам задавать.



Похожие публикации

Комментировать

Всплываюшие формы

Для настройки форм, перейдите в режим правки и кликните на "Изменить область"


Кнопки в контактах

Калиниград
Form ID: kontacts_kaliningrad_callback
Заказать звонок
Подтвердите что вы не робот

Форма отправлена

Спасибо! Мы свяжемся с вами в ближайшее время


Москва
Form ID: kontacts_moscow_callback
Заказать звонок
Подтвердите что вы не робот

Форма отправлена

Спасибо! Мы свяжемся с вами в ближайшее время


Барнаул
Form ID: kontacts_barnaul_callback
Заказать звонок
Подтвердите что вы не робот

Форма отправлена

Спасибо! Мы свяжемся с вами в ближайшее время