Репутацию нельзя вложить в уставный капитал юридического лица или взять кредит под ее залог, продать и передать по наследству. Тем не менее, это один из важнейших, если не самый важный, нематериальный актив предпринимателя.
Согласитесь, неприятно обнаружить однажды, что в где-нибудь в Интернете, или же в письме от действующего контрагента вашему листу контактов появилась какая-то нелицеприятная информация о вашем бизнесе, притом не соответствующая действительности?
Когда гнев от явно ложного и оскорбительного текста утихает, остается вопрос: а что, собственно, делать?
К счастью, закон предлагает сразу несколько вариантов защиты репутации, а также дополнительные меры, которые могут побудить нарушителя остановиться.
Требования могут быть разные:
о признании информации недостоверной, порочащей деловую репутацию;Споры рассматриваются как судами (арбитражными при споре между юридическими лицами и предпринимателями; общей юрисдикции, если спор не связан с экономическими правоотношениями, а одна или обе стороны - физические лица), так и Федеральной антимонопольной службой, если информацию распространил конкурент, и это можно расценивать как дискредитацию в соответствии с законом “О защите конкуренции”.
Для того, чтобы отстоять свои права в суде и до него, рекомендуем зафиксировать нарушение. Как минимум это должны быть скриншоты, которые позволяют установить ссылку, по которой распространена информация, дата и время распространения, лицо, ее распространившее. Важно, чтобы на скриншоте были системные дата и время устройства, с которого он сделан.
Но надежнее всего будет осмотреть источник у нотариуса, по результатам чего будет изготовлен протокол осмотра доказательств.
Далее можно обращаться непосредственно в суд или ФАС, если вы не хотите взыскать с нарушителя убытки: в случае требования, не связанного с деньгами, направлять претензию необязательно.
В суде доказываются следующие обстоятельства:
носит ли распространенная информация порочащий характер (возможно, потребуется заключение эксперта-лингвиста, если текст, что называется, “на грани”);Первые два обстоятельства доказывает истец, последнее - ответчик.
Стоит иметь ввиду, что даже если информация носит порочащий характер и распространена конкретным лицом, но при этом достоверна, то суд в таком иске откажет.
У защиты деловой репутации много нюансов, и разобраться в них всех зачастую сложно даже опытному юристу. Поэтому если у вас остались вопросы, можете смело задать их нам задавать.
Для настройки форм, перейдите в режим правки и кликните на "Изменить область"