Запись эфира передачи "Правовой аспект" на радиостанции "Business FM Калининград":
Продолжаем наш новый формат разбора судебных дел в сфере предпринимательской деятельности. С нами по-прежнему управляющий партнёр юридической фирмы «Солнцев и партнёры» Станислав Солнцев. Сегодня мы разберём корпоративный спор о выплате действительной стоимости доли, который в 2016 г. выиграла юридическая фирма Станислава Солнцева в Арбитражном суде Калининградской области.
Это чаще всего денежная компенсация, которую выплачивает фирма своему бывшему участнику, который пожелал её покинуть.
Если это прямо не запрещено уставом, то можно. Выйти могут все, кроме последнего участника. К сожалению, очень часто выход одного или нескольких участников особенно в малом бизнесе, может привести к существенным проблемам – забрать все деньги, да ещё по рыночной цене всегда сложно и болезненно для бизнеса.
Несколько лет до суда два предпринимателя решили создать совместный бизнес в сфере общественного питания – говоря просто «открыть кафе». Учредили ООО и вложили деньги в него в качестве вкладов, а затем на них купили нежилое помещение в центре города. Бизнес толком не заладился и приняли решение сдавать помещение в аренду. Однако через некоторое время поток денег в пользу моего клиента попросту иссяк, хотя арендаторы были, хоть и часто менялись. У моего клиента была доля в 20%, а остальная принадлежала его партнёру, который одновременно был и генеральным директором. Когда ко мне пришёл клиент, он был отчаян тем, что вложил все свои деньги, но не получал больше года ничего. Генеральный директор не особенно хотел с ним общаться. Мы совместно с клиентом приняли решение поговорить с бывшим партнёром, попробовать найти какой-то компромисс. Я позвонил ему и в ответ получил: «Денег нет. Хотите – подавайте в суд!».
Мы обратились к нотариусу, который оформил заявление на выход из ООО. Сейчас это обязательно нужно делать через нотариуса. Мы отправили на юрадрес, но там никто не получал почту. Решили сразу же отправить и на домашний адрес директору – в итоге он получил только курьерской почтой, которая нашла его в садовом товариществе, где он и жил.
Юридические считается, что ты получил письмо, информацию, если она тебе была отправлена, но ты по своей инициативе просто устранился от её получения. Но в деле о взыскании действительной стоимости доли есть тонкость, связанная с датой получения заявления о выходе из ООО. На последний квартал перед получением заявления о выходе рассчитывается эта стоимость. И чтобы не усложнять ситуацию мы хотели наверняка знать эту дату.
Оппонент в суде нас игнорировал и нам это было на руку. Мы пытались получить отчётность, но то было лето 2016 г., а она за прошлый год появляется лишь с сентябре-октябре следующего, а тем более отчетности за 1 квартал 2016 г. было не добыть. Она может быть составлена только самим обществом. В итоге через суд мы запросили отчетность на конец 2015 г. и по ней построили свои расчёты.
Если коротко, то из активов по балансу вычитаются пассивы и дальше определяется доли выходящего участника. Но балансовая стоимость и реальная стоимость бизнеса часто отличаются в разы и даже на порядки. В итоге те, кто выходят обычно заказывают отчет об оценке основных средств – самого ценного в большинстве видов бизнеса.
Мы обошлись без суда и без сложных экспертиз. Сами под видом покупателей зашли посмотреть помещение, сделали фотографии вместе с оценщиком. План помещения заказали через Кадастровую палату. Оценщики сделали отчет об оценке и сами рассчитали действительную стоимость доли. Редко так удаётся, обычно для этого назначают отдельную экспертизу, которая, к слову, стоит вполне приличных денег. В итоге суд присудил именно столько, сколько мы просили. Клиент получил свои почти 8 млн рублей.
Арбитражный суд неохотно накладывает арест даже на имущество, если ты не принесёшь бесспорных доказательств, что имущество куда-то «уводят» или денег у должника нет на счету. Обычно ты не можешь это сделать, ты не владеешь это информацией, т.к. ты находишься со стороны. Мы пошли на хитрость – сохранили все объявления о сдаче в аренду, но этого было мало. Попросили знакомого риэлтора узнать, продаётся ли помещение. На нашу удачу – гендиректор сказал, что продаёт и даже назвал стоимость. В итоге мы получили подтверждающее письмо от риэлтора и пошли с этим арестовывать помещение в суд. Пришлось в заседании всё это подробно рассказывать судье и в итоге суд арестовал помещение. Отдельная история как наш клиент получил свои деньги, но, если коротко – нам удалось убедить родственника директора выкупить долг.
Для настройки форм, перейдите в режим правки и кликните на "Изменить область"