Запись эфира передачи "Правовой аспект" на радиостанции "Business FM Калининград" со Станиславом Солнцевым и Ильей Кунинец:
Франшиза - это способ более быстрого расширения бизнеса за счет инвестиций других людей - партнеров-франчайзи.
Для новоиспеченных франчайзи это возможность в обмен на деньги приобщиться к опыту, репутации и коммерческим секретам владельца франшизы и просто открыть сразу более эффективный и часто более проверенный бизнес. Разумеется, если франшиза является настоящей, а не “пустышкой”. Далеко не все франчайзеры являются добросовестными и помогут открыть реально эффективный и прибыльный бизнес. Если у вас мало опыта, то легко можно нарваться на некий общеизвестный набор знаний, красиво упакованный и выдаваемый за франшизу.
В любом из этих случаях последствия печальные: потеря времени, денег и нервов.
Попробуем разобраться, как можно себя подстраховать, если вы горите открыть бизнес, но боитесь начинать “с нуля”.
Что такое франшиза и почему это не пассивный доход?
Гордое западное "franchise owner", которое может попасться на глаза желающим приобрести франшизу, совсем не то, чем кажется. Что на западе, что у нас франшиза - это ограниченное право. Такая интеллектуальная аренда, временно дающая доступ к секретам и “фишкам” бизнеса, подсказки и инструкции по ведению хозяйственной деятельности в обмен на разовый (паушальный взнос) и периодические (роялти) платежи.
Взамен на доступ к всему этому великолепию (описанию бизнес-процессов, инструкциям, чек-листам, образцам документов, рекомендациям по обучению персонала и оформлению помещений) вы приобретаете также много обязанностей: следить за качеством оказываемых услуг и бизнес-процессов, четко соблюдать инструкции, правильно работать с персоналом и многое другое. Ну и, разумеется, деньги вовремя платите за франшизу, иначе рискуете попасть на внушительного размера пени и штрафы и даже расторжение договора.
Почему же не стоит рассматривать франшизу как пассивный доход?
Это же касается и случаев, когда по мнению франчайзи ему продали набор общедоступной информации вместо ноу-хау: проверять это нужно буквально не отходя от кассы, или с минимально возможным разрывом от даты заключения договора и/или оплаты паушального взноса/роялти. Юридически считается, что вы получили в момент, когда вам предоставили то самое ноу-хау - по электронной почте, в мессенджере, облаке или по акту.
На что обратить внимание, как проверить франшизу, не "пустышка" ли она?
Илья Кунинец: юридически франшиза существует, если есть товарный знак, а вот если вам предлагаю заключить договор оказания услуг, партнерский договор, дилерский, то это не франшиза. Вас вводят в заблуждение. Это что угодно, но не франшиза.
Нередко встречаются ситуации, когда есть необходимость будущий владелец франшизы очень торопится её открыть до регистрации своего товарного знака. Не могу сказать, что это всегда плохо, потому что пока заявка на товарный знак рассматривается в Роспатенте, можно заключить лицензионный договор на использование материалов будущей франшизы, фирменного стиля и ноу-хау, к примеру, но обязательно указать в договоре, что к моменту регистрации ТЗ стороны договорились его незамедлительно отдать на регистрацию в Роспатент.
На ком расходы на регистрацию права по договору в Роспатенте?
Ограничения:
какой сопутствующей деятельностью можно заниматься? (можно ли вообще?);
после прекращения и расторжения договора сколько действует пункт о конфиденциальности информации?
Есть ли ограничения по ценообразованию, ассортименту. выборе поставщиков?
Можно ли открывать больше одного предприятия по франшизе? Есть ли запреты по территории деятельности?
Отчетность и проверки:
каким образом вас могут проверить? Потребовать документы, дать логины/пароли от аккаунтов? Направить тайных покупателей?
можно ли самим рекламироваться или создавать и вести аккаунты в соцсетях?
Нарушения и ответственность за них:
Для настройки форм, перейдите в режим правки и кликните на "Изменить область"