Илья Кунинец, старший юрист Практики информационных технологий и интеллектуальной собственности юридической фирмы «Солнцев и партнёры»
Сейчас практически любой бизнес в том или ином объеме генерирует контент. Большинство такого контента вполне подходит под определение интеллектуальной собственности (intellectual property, IP) – то есть результатов деятельности человека, созданных его творческим трудом и охраняемых в соответствии с законом.
Посудите сами: рекламные баннеры, статьи для продвижения, дизайн лендингов или полноценных многостраничных веб-сайтов, аудиореклама на радио, буклеты, брошюры и многое другое – всё это защищается авторским правом!
Да, можно поспорить, что многое из перечисленного зачастую вторично и копирует само себя, переходя от маркетолога к маркетологу, от фрилансера к фрилансеру и так далее. Однако стоит иметь в виду, что наше законодательство в целом предъявляет довольно низкие требования к признанию объектом авторского права и интеллектуальной собственности в целом.
Конечно, это в меньшей степени относится к регистрируемым результатам интеллектуальной деятельности и промышленной собственности: товарным знакам, патентам, программам для ЭВМ.
Тем не менее, современный уровень законодательства уже сейчас позволяет говорить об успешной защите большинства генерируемого контента.
Именно поэтому за генерацией и использованием IP в бизнесе стоит как минимум следить, а еще лучше – озаботиться вопросом ее защиты.
Зачем?
-
Возможные налоговые выгоды: отсутствие НДС по лицензионным договорам будет очень кстати тем, кто предоставляет разнообразный контент и/или программные продукты, но оформляет это как услуги.
-
Страховка на случай копирования IP конкурентами в виде гражданской, административной (в том числе при помощи ФАС), а также в особо запущенных случаях – уголовной ответственности.
-
Возможность ограничить нежелательный оборот данных, передаваемый контрагентам при исполнении договоров (коммерческая тайна, ноу-хау).
С основными причинами вроде бы разобрались.
Теперь перейдем к тому, как и под какие объекты лучше «подстелить соломку».
- Если речь идет о фотографиях, текстах, дизайне и прочих «творческих» видах контента – вам поможет договор с их создателем, содержащий раздел про интеллектуальную собственность и отчуждение прав на неё в вашу пользу. Или же полноценный договор авторского заказа, если создаваемое произведения (включая его срок, стоимость, все требования) определено и согласовано вами с исполнителем заранее. В случае же, если произведение создается работником по трудовому договору, лучше всего в него будет включить отдельный пункт (или раздел) про служебные произведения несмотря на то, что по общему правилу исключительные права на IP, создаваемую в рамках должностных обязанностей работником, принадлежат работодателю.
- Устоявшиеся логотип либо название компании? Выделяетесь среди конкурентов? В таком случае стоит задуматься о регистрации товарного знака. Только перед этим лучше проконсультироваться с юристами, а еще лучше – с патентным поверенным. На практике срок регистрации товарного знака – около года, однако, как показывает практика, большинство правообладателей довольны своим выбором, поскольку в случае появления «клонов» на рынке или тех, кто просто хочет воспользоваться репутацией раскрученного наименования, защищать свои интересы становится на порядок легче.
- Разработали уникальную упаковку товара, дизайн этикетки? Или, может быть, принципиально новый вид давно известных товаров? В таком случае можно попробовать получить патент на промышленный образец. Он защищает внешний вид и эстетические особенности объекта, поэтому это можно назвать улучшенной версией защиты авторского права на дизайн. Срок такой охраны может достигать 25 лет.
- Тем, кто создает технические новшества на базе известных устройств, или же разрабатывает что-то революционно новое, стоит обратить внимание на патенты на полезные модели и изобретения. Получение такого патента – не самое простое и быстрое занятие, однако такие патенты могут создать для вас легальную монополию в определенном сегменте рынка.
- Поскольку закон редко поспевает за техническим прогрессом, мобильные приложения, онлайн-сервисы и даже просто веб-сайты могут быть объединены под таким термином, как программы для ЭВМ и базы данных, с ними связанные. Их государственная регистрация не обязательная. Поэтому сфере IT разумно в первую очередь озаботиться тем, чтобы оформить соответствующие договоры с лицами, причастными к созданию программы (по пункту 1 данного списка), а уже затем заниматься их регистрацией. Разумеется, такой вариант подходит не всем, поэтому разумно будет спросить о именно вашей ситуации у юриста.
Есть еще несколько более экзотических и менее надежных способов предварительной защиты IP, которые мне доводилось встречать в своей практике. Не все они одинаково эффективны, но о них стоит упомянуть:
а) депонирование экземпляра произведения в обществе по управлению авторскими и смежными правами. Подходит практически для всего, от фотографий до видеоконтента или дизайн-проекта, некоторые общества депонируют даже трехмерные объекты – например, игрушки. Такая процедура носит декларативный характер и, по сути, устанавливает «право первенства», но не является правоустанавливающим документом об авторстве, по причине чего в случае возникновения спора о задепонированном произведении с этим доказательством явно не согласятся оппоненты и будут всеми силами его оспаривать.
б) сведения о более ранней публикации и доведении до всеобщего сведения. Работают как обычные журналы/газеты, так и электронные ресурсы, позволяющие с разумной степенью достоверности определить, когда произведение было опубликовано. Не раз помогало мне по делам со спорами об авторстве, а также, как ни странно, в патентных спорах!
в) депонирование экземпляра произведения у нотариуса. Совсем уже экзотика, в первую очередь из-за того, что очень немногие нотариусы соглашаются на такое. В первую очередь работает для рукописей литературного произведения, или, к примеру, распечатанному сборнику фотографий. Несколько раз даже встречал положительные судебные акты, в которых такие вот «нотариальные копии» выступали в качестве доказательств по делу.
г) передача произведения в доверительное управление. Такой способ обычно используется не бизнесом, а физическими лицами, которые создают творческим трудом контент и сами же его и используют – например, фотографы. В этом случае сам договор доверительного управления становится своеобразным подтверждением авторского права, и, как следствие, используется в основном для защиты интересов автора. Но, поскольку сейчас каждый фотограф сам себе бизнесмен, читателям это знание будет как минимум не лишним.