Илья Кунинец, старший юрист Практики информационных технологий и интеллектуальной собственности юридической фирмы «Солнцев и партнёры»
Сейчас практически любой бизнес в том или ином объеме генерирует контент. Большинство такого контента вполне подходит под определение интеллектуальной собственности (intellectual property, IP) – то есть результатов деятельности человека, созданных его творческим трудом и охраняемых в соответствии с законом.
Посудите сами: рекламные баннеры, статьи для продвижения, дизайн лендингов или полноценных многостраничных веб-сайтов, аудиореклама на радио, буклеты, брошюры и многое другое – всё это защищается авторским правом!
Да, можно поспорить, что многое из перечисленного зачастую вторично и копирует само себя, переходя от маркетолога к маркетологу, от фрилансера к фрилансеру и так далее. Однако стоит иметь в виду, что наше законодательство в целом предъявляет довольно низкие требования к признанию объектом авторского права и интеллектуальной собственности в целом.
Конечно, это в меньшей степени относится к регистрируемым результатам интеллектуальной деятельности и промышленной собственности: товарным знакам, патентам, программам для ЭВМ.
Тем не менее, современный уровень законодательства уже сейчас позволяет говорить об успешной защите большинства генерируемого контента.
Зачем?
Возможные налоговые выгоды: отсутствие НДС по лицензионным договорам будет очень кстати тем, кто предоставляет разнообразный контент и/или программные продукты, но оформляет это как услуги.
Страховка на случай копирования IP конкурентами в виде гражданской, административной (в том числе при помощи ФАС), а также в особо запущенных случаях – уголовной ответственности.
Возможность ограничить нежелательный оборот данных, передаваемый контрагентам при исполнении договоров (коммерческая тайна, ноу-хау).
С основными причинами вроде бы разобрались.
Есть еще несколько более экзотических и менее надежных способов предварительной защиты IP, которые мне доводилось встречать в своей практике. Не все они одинаково эффективны, но о них стоит упомянуть:
а) депонирование экземпляра произведения в обществе по управлению авторскими и смежными правами. Подходит практически для всего, от фотографий до видеоконтента или дизайн-проекта, некоторые общества депонируют даже трехмерные объекты – например, игрушки. Такая процедура носит декларативный характер и, по сути, устанавливает «право первенства», но не является правоустанавливающим документом об авторстве, по причине чего в случае возникновения спора о задепонированном произведении с этим доказательством явно не согласятся оппоненты и будут всеми силами его оспаривать.
б) сведения о более ранней публикации и доведении до всеобщего сведения. Работают как обычные журналы/газеты, так и электронные ресурсы, позволяющие с разумной степенью достоверности определить, когда произведение было опубликовано. Не раз помогало мне по делам со спорами об авторстве, а также, как ни странно, в патентных спорах!
в) депонирование экземпляра произведения у нотариуса. Совсем уже экзотика, в первую очередь из-за того, что очень немногие нотариусы соглашаются на такое. В первую очередь работает для рукописей литературного произведения, или, к примеру, распечатанному сборнику фотографий. Несколько раз даже встречал положительные судебные акты, в которых такие вот «нотариальные копии» выступали в качестве доказательств по делу.
г) передача произведения в доверительное управление. Такой способ обычно используется не бизнесом, а физическими лицами, которые создают творческим трудом контент и сами же его и используют – например, фотографы. В этом случае сам договор доверительного управления становится своеобразным подтверждением авторского права, и, как следствие, используется в основном для защиты интересов автора. Но, поскольку сейчас каждый фотограф сам себе бизнесмен, читателям это знание будет как минимум не лишним.
Для настройки форм, перейдите в режим правки и кликните на "Изменить область"