Работа патентного поверенного всегда начинается с одного ключевого вопроса:
«Публиковали ли вы где-либо информацию о своём изобретении?»Этот вопрос не случаен — от ответа на него может зависеть, получите ли вы патент или получите отказ.
Требуется помощь юриста?
Запишитесь к нам на предварительную консультацию и узнайте точную стоимость услуг юриста по Вашему вопросу.
Почему это важно?
Одним из основных критериев патентоспособности изобретения, полезной модели или промышленного образца является мировая новизна.
Это значит, что сведения о вашем техническом решении не должны быть размещены ни в печати, ни в Интернете или представлены в виде доклада на конференции.
Если информация об изобретении уже опубликована в открытом доступе, оно теряет новизну, и патент просто не выдадут.
Даже если публикацию сделал сам автор, это всё равно считается раскрытием сущности изобретения.
для полезных моделей — не позднее чем через 6 месяцев после публикации;
для изобретений и промышленных образцов — не позднее чем через 12 месяцев.
Пропуск этих сроков лишает автора возможности получить патент, поскольку его разработка перестаёт соответствовать критерию патентоспособности «новизна».
С развитием Интернета понятие "публикация" на сегодняшний день стало гораздо шире.
Публикацией может считаться любое размещение информации в открытом доступе, раскрывающее сущность технического решения.
Примеры:
В этом случае ориентируются на дату первого отзыва с фотографией изделия:
она фиксируется пользователем и отображается публично, что позволяет определить, когда товар впервые появился в продаже. В основном это актуально для патентования решений в сфере дизайна (одежда, украшения, домашняя утварь, посуда и т.д.)
Прежде чем подать заявку на патент, важно убедиться, что сведения о вашем изобретении не были опубликованы в открытых источниках.
Даже безобидный пост или объявление может стать причиной отказа в регистрации.
Если вы сомневаетесь, подпадает ли ваш случай под понятие «публикация», обратитесь к патентному поверенному.
Он поможет определить риски, рассчитать сроки и подать заявку вовремя.
Подготовлено 10.10.25 г. Автор: Баженова М.В.
Это значит, что сведения о вашем техническом решении не должны быть размещены ни в печати, ни в Интернете или представлены в виде доклада на конференции.
Если информация об изобретении уже опубликована в открытом доступе, оно теряет новизну, и патент просто не выдадут.
Даже если публикацию сделал сам автор, это всё равно считается раскрытием сущности изобретения.
Критические сроки подачи заявок
Если публикация всё-таки состоялась, закон предусматривает ограниченные сроки для подачи заявки на получение патента:для полезных моделей — не позднее чем через 6 месяцев после публикации;
для изобретений и промышленных образцов — не позднее чем через 12 месяцев.
Пропуск этих сроков лишает автора возможности получить патент, поскольку его разработка перестаёт соответствовать критерию патентоспособности «новизна».
Что именно может считаться публикацией?
Раньше под публикацией понимались только научные статьи, монографии, учебные пособия, доклады и эфирные выступления, зафиксированные на материальных носителях.С развитием Интернета понятие "публикация" на сегодняшний день стало гораздо шире.
Публикацией может считаться любое размещение информации в открытом доступе, раскрывающее сущность технического решения.
Примеры:
-
размещение технического описания или чертежей на собственном сайте;
-
публикации в соцсетях (VK, Telegram и т.д.);
-
видеоролики с демонстрацией изобретения на YouTube, RuTube, VK Видео, Дзен и других платформах;
-
предложения о продаже или описание товара на маркетплейсах.
Как определяется дата публикации?
Если дата размещения статьи или поста в соцсети видна, то с маркетплейсами всё немного сложнее — карточка товара обычно не содержит даты старта продаж.В этом случае ориентируются на дату первого отзыва с фотографией изделия:
она фиксируется пользователем и отображается публично, что позволяет определить, когда товар впервые появился в продаже. В основном это актуально для патентования решений в сфере дизайна (одежда, украшения, домашняя утварь, посуда и т.д.)
Прежде чем подать заявку на патент, важно убедиться, что сведения о вашем изобретении не были опубликованы в открытых источниках.
Даже безобидный пост или объявление может стать причиной отказа в регистрации.
Если вы сомневаетесь, подпадает ли ваш случай под понятие «публикация», обратитесь к патентному поверенному.
Он поможет определить риски, рассчитать сроки и подать заявку вовремя.
Нужна консультация?
Специалисты юридической фирмы «Солнцев и партнёры» помогут защитить ваши интеллектуальные права и правильно оформить заявку на патент.Подготовлено 10.10.25 г. Автор: Баженова М.В.