Допустимые плановые проверки:
1. Федеральный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) в отношении объектов чрезвычайно высокого риска:
-
дошкольное и начальное общее образование;
-
основное общее и среднее (полное) общее образование;
-
деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;
-
деятельность по организации общественного питания детей;
-
родильные дома, перинатальные центры;
-
социальные услуги с обеспечением проживания;
-
водоподготовка и водоснабжение;
-
деятельность детских лагерей на время каникул.
2. Федеральный пожарный надзор в отношении объектов чрезвычайно высокого риска и высокого риска:
-
дошкольное и начальное общее образование;
-
основное общее и среднее (полное) общее образование;
-
организация отдыха детей и их оздоровления;
-
деятельность детских лагерей на время каникул;
-
родильные дома, перинатальные центры;
-
социальные услуги с проживанием.
3.Федеральный надзор в области промышленной безопасности:
-
опасные производственные объекты, отнесенные ко II классу опасности.
4. Федеральный ветеринарный контроль (надзор):
-
содержание, разведение и убой свиней;
-
проведение внеплановых контрольных мероприятий допустимо лишь в исключительных случаях при угрозе:
-
жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан;
-
обороне страны и безопасности государства;
-
возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Основания проведения внеплановых мероприятий:
1. Необходимо согласование с прокуратурой:
-
при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан
-
при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства
-
при непосредственной угрозе возникновения ЧС природного и/или техногенного характера
-
при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении:
а)объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков;
б)на опасных производственных объектах I и II класса опасности;
в)на гидротехнических сооружениях I и II класса;
г)влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан,обороне и безопасности государства;
д)возникновения ЧС природного и/или техногенного характера.
-
в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне и безопасности государства, возникновения ЧС.
-
в рамках регионального лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой своих нарушенных прав
-
по решению руководителя (зама) ФНС в рамках контроля применения ККТ, в т. ч. за полнотой учета выручки в организациях и ИП (исключение – если выездное обследование переходит в контрольную закупку, ч. 7 ст. 75 Закона № 248-ФЗ)
2. Без согласования с прокуратурой:
-
по поручению Президента РФ
-
по поручению Председателя Правительства РФ, принятому после вступления в силу Постановления № 336
-
по поручению заместителя Председателя Правительства РФ, принятому после вступления в силу Постановления № 336 и согласованному с руководителем Аппарата Правительства
-
по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим материалам и обращениям
-
при наступлении события, указанного в программе проверок при:
а)государственном строительном надзоре;
б)федеральном экологическом контроле/надзоре;
в)за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и госохраной объектов культурного наследия.
-
при представлении контролируемым лицом документов и/или сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного разрешительного документа.
3.Извещение органов прокуратуры:
В отношении:
-
НКО – по основаниям подп. 2, 3, 5 и 6 п. 4.2 ст. 32 Закона «О некоммерческих организациях»;
-
религиозных организаций – по основанию абз. 3 п. 5 ст. 25 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Несмотря на мораторий 2022, в отношении контролируемых лиц разрешено проведение профилактических мероприятий и мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, в частности:
-
информирование;
-
обобщение правоприменительной практики;
-
меры стимулирования добросовестности;
-
объявление предостережения;
-
консультирование;
-
самообследование;
-
профилактический визит.
Незавершенные проверки
Если на 10.03.2022 внеплановая проверка не завершена, её проведение недопустимо до момента составления акта и внесением органом контроля/надзора соответствующих сведений в реестр.
Проверки, проведение которых недопустимо в силу моратория и они не завершены на 10.03.2022, должны быть окончены в течение 5 рабочих дней с этой даты путем составления акта и внесением органом контроля/надзора соответствующих сведений в реестр.
Срок исполнения предписаний, выданных до 10.03.2022 и действующих на этот день, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения.
Возможность возбуждения административного дела
Административное дело могут завести только при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения (п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ) если состав включает нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых – предмет госконтроля (надзора), муниципального контроля.
Если же по закону положена такая мера как временный запрет деятельности, административку не заводят.
По сути установлен запрет на привлечение к административной ответственности, если нарушение было выявлено вне рамок контроля (кроме ряда сфер, например, нарушений ПДД). Дело в том, что в 2020 году бизнес обратил внимание, что контролеры обходят мораторий через административное расследование. Теперь же это стало невозможно.