Солнцев и партнёры Солнцев и партнёры

Комплексная защита интеллектуальной собственности


Советы для реального бизнеса: Комплексная защита интеллектуальной собственности

Очень много сейчас говорят о защите интеллектуальной собственности, но очень мало среди и малого, да что там говорить и среднего бизнеса тех, кто реально занимается защитой своей интеллектуальной собственность. Бизнесу не понятно, зачем это делать, сколько это стоит и когда окупится. Да и зачем мне это, если я такой маленький?

Стратегия защиты

Многим кажется, что защите подлежат исключительно уникальные и высокотехнологичные товары или услуги, результаты научных исследований и разработок. Однако в реальности задача состоит в том, чтобы определить применительно к специфики бизнеса и конкурентной среде, какие конкретно нематериальные активы можно, а главное нужно оформлять и защищать, какие методы для этого использовать. 

Защите подлежат внешний вид товаров, их форма, дизайн, программный код, технологический процесс, такая коммерчески ценная информация как база данных клиентов и многое другое. Именно вы сами перед встречей с юристом по интеллектуальным правам должны составить перечень критически важных объектов интеллектуальной собственности, которые создаёт или будет создавать ваш бизнес. 

И это очень важно – утрата которых неприемлема для бизнеса. Юрист в последующем уточнит этот список, дополнит вместе с вами и оценит риски, стоимость и, главное, необходимость и возможность патентования или защиты этих активов.

Типичные ошибки и заблуждения

Общаясь с микро- и малыми предприятиями, видим, что они всегда говорят о трёх основных причинах, которые их отпугивают при защите своих интеллектуальных прав: они не понимаю, что именно надо и как надо защищать. Во-вторых, они считают, что это можно оставить на потом, когда «вырастим». В-третьих, это стоит больших денег.

Качественные услуги и не важно в какой сфере - всегда стоят своих денег, но чаще всего небольших денег. Психологически очень тяжело тратить деньги, особенно в самом начале, на то, что не имеет ощутимой доходности прямо сейчас. Куда проще просчитать оборудование ещё одного рабочего места на производстве или открытие новой точки продаж. 

Предприниматель считает просто: есть инвестиционные затраты, есть текущие затраты на поддержание места работы нового сотрудника и есть, и, это самое приятное, потенциальный доход от появления новой точки или рабочего места. Даже получение лицензии более понятные инвестиции для предпринимателя. Хочешь легально работать - получи лицензию. Есть понятные вложения на её оформление, на выполнение лицензионных требований и предсказуемый бонус – устранение риска быть оштрафованным. 

Но когда мы говорим про введение режима коммерческой тайны, регистрацию патента или товарного знака, то перспективы «отбить затраты» менее понятны. Ни товарный знак, ни патент не дают сегодня и часто завтра экономического эффекта. Это игра в долгую, а в нынешней России работать в долгую решаются не многие. С эпохой временщиков, которые хотят заработать по-быстрому, частично уйдет и сама проблема.

Маленькому бизнесу не надо ничего оформлять

Представьте, что через 2-3 года вы перестанете быть микробизнесом и достаточно скорыми темпами станете малым или даже начнете приближаться к среднему бизнесу (к слову, это от 100 до 250 работников или доходы от 800 млн до 2 млрд рублей). Вы регулярно нанимаете персонал, выводите новые товары на рынок, у вас работают маркетологи, специалиста по продажам, у вас есть служба безопасности и юротдел, несколько бухгалтеров. 

Маркетологи говорят, что вы строите сильный бренд и потратили за 3 года на оплату их услуг 4,32₽ млн (предположим, у вас 2 маркетолога с общим фондом оплаты труда в 120₽ тыс. в месяц), ещё около 200₽ тыс. или 7,2₽ млн за те же 3 года вы потратили на рекламу «сильного бренда». 500₽ тыс. ушло на участие в семинарах, выставках и конференциях, что в итоге составило 12,02₽ млн. И тут вы узнаёте, что кто-то зарегистрировал товарный знак, когда вы ещё только думали, что это для «больших предпринимателей». 

За эти 3 года вы продали товара под как вам казалось свои брендом примерно на 100-120₽ млн. Но вот незадача, оппонент, что оказался шустрее вас, просит вашу фирму выплатить компенсацию за незаконное использование товарного знака. Это к слову сказать – двукратная стоимость всего проданного товара. И это вполне может привести к банкротству. Стоит ли экономить 50-70₽ тыс. на регистрации своего бренда в самом начале? А что будет, если вы наладили дистрибьюторскую сеть и ваши партнёры получили такие же «письма счастья» от правообладателя товарного знака? Готовы ли вы им возместить их убытки от взыскания такой компенсации?

Разве у меня есть интеллектуальная собственность?

Вы удивитесь, но она есть практически у всех компаний, которые имеют хотя бы минимальное количество интеллектуального труда. Давайте посмотрим наш анализ, в котором мы постарались собрать типовой набор интеллектуальных прав в зависимости от видов бизнеса, которые можно и нужно оформлять и защищать. 

Вид бизнеса: Рестораны, кафе и другие виды общественного питания

Интеллектуальные права: 

  1. Товарный знак не только для отстройки от конкурентов, но и для борьбы к конкурентами-клонами 
  2. Дизайн интерьеров, фирменный стиль, архитектурные и прочие визуальные проекты 
  3. Коммерческая тайна: работа с персоналом (мотивация, обучение, рекрутинг), рецепты блюд, подходы к организации бизнес-процессов для оптимизации производства и сбыта продукции кафе, ресторана и т.п., база данных посетителей из программы лояльности

Вид бизнеса: Торговля оптовая 

Интеллектуальные права:

  1. Свой товарный знак или по лицензии от производителя: для защиты от копирования на рынке, для создания законной монополии на торговлю определенными товарами 
  2. Коммерческая тайна (базы данных клиентов, партнёров, условия сотрудничества с партнерами и клиентами, в т.ч. ценовые условия, скидки; маркетинговые акции и их результаты, методика продаж и мерчендайзинга) 

Вид бизнеса: Розничный магазин (оффлайн)

Интеллектуальные права:

  1. Товарный знак имеет смысл оформлять в случае развития в сетевом формате. 
  2. Коммерческая тайна может существовать преимущественно в сфере работы с персоналом и партнёрами-поставщиками, а также арендодателями.

Вид бизнеса: Интернет-магазин 

Интеллектуальные права:

  1. Товарный знак и домен, фирменный стиль для отстройки от конкурентов и для борьбы с клонами (фишинговые сайты, мошенники и т.п.) 
  2. Контент на сайте, в блоге, паблике (тексты, фотографии товаров, дизайн-макеты, музыка, видео, в т.ч. и сама подборка материалов для сайта или паблика)  

Вид бизнеса: Гостиничные услуги  

Интеллектуальные права:

  1. Товарный знак самого отеля, его SPA, ресторана, кафе, ночного клуба позволяет отстроиться от конкурентов и защитить звучное название, цветовое решение. 
  2. Договор коммерческой концессии (франчайзинга) для отелей, которые работаю по франшизе является основным документов для работы с партнером. 
  3. Фирменный стиль, дизайн отеля, его рекламных материалов так же может быть защищен через оформление авторских прав с дизайнерами 
  4. Коммерческая тайна обычно включает в себя как условия работы с партнёрами, сотрудниками, так и агентами по бронированию, такси, эффективные маркетинговые и рекламные инструменты, способы снижения издержек, базы данных клиентов, партнёров и агентов, база данных посетителей из программы лояльности. 
  5. Архпроекты реконструкции и дизайна отеля, макеты уникальной мебели и малых форм 

Вид бизнеса: Юридические услуги  

Интеллектуальные права:

  1. Товарный знак, фирменный стиль с целью индивидуализации на всей территории России, т.к. в данной сфере копирование названия общепринятая практика 
  2. Коммерческая тайна: порядок ценообразования, скрипты переговоров и продаж, система обучения и мотивации персонала, привлечения партнёров и их мотивация

Вид бизнеса: СМИ 

Интеллектуальные права:

  1. Наименование СМИ, товарный знак и фирменный стиль (как самого названия СМИ, так и прочей айдентики), товарный знак спецпроектов и топовых мероприятий, организуемых СМИ  
  2. Авторские статьи, фотографии, карикатуры, дизайн-макеты, вёрстка. 
  3. Коммерческая тайна представляет собой базу данных клиентов (читателей, подписчиков, рекламодателей, партнёров, поставщиков услуг), условия сотрудничества с ними, техники продаж и оказания услуг, телефонные скрипты, маркетинговые и рекламные методики, планы вывода новых услуг и спецпроектов, расширения географии или формат деятельности

Вид бизнеса: Производство товаров повседневного спроса (FMCG), продукты питания, лекарства, игрушки, строительные материалы 

Интеллектуальные права:

  1. Товарный знак на название бизнеса в целом и для каждого вида товаров, позиционный товарный знак (расположение товарного знака на упаковке), фирменный стиль 
  2. Патенты на промышленные образцы для товаров, в которых имеет существенное значение внешний вид (этикетка, дизайн напольной плитки, паркета, иной поверхности), форма (сантехника, посуда, мебель, игрушки, форма шоколадной плитки как у Toblerone или макаронных изделий как у Barilla), функциональная упаковка (упаковка товаров, бутылок для парфюмерии и напитков) 
  3. Коммерческая тайна на будущие объекты патентования до получения патента (к примеру, химический состав товаров), результаты НИОКР, технологический и иной бизнес-процесс 

Вид бизнеса: Производство технически-сложных товаров

Интеллектуальные права:

  1. Товарный знак бизнеса в целом и каждого вида товаров, позиционный товарный знак (расположение товарного знака на упаковке), фирменный стиль 
  2. Патенты на промышленные образцы товаров, для которых имеет существенное значение внешний вид (внутренний и внешний дизайн техники), форма любой техники (пылесос, электроплита, фара автомобиля, автомобиль целиком, кузов, прицеп и т.п.) 
  3. Патенты на полезные модели и изобретения, разрабатываемые фирмой 
  4. Коммерческая тайна на будущие объекты патентования до получения патента, результаты НИОКР, технологический и иной бизнес-процесс

Вид бизнеса: Производство одежды, обуви и аксессуаров

Интеллектуальные права:

  1. Товарный знак бизнеса в целом и для каждого вида товаров, суббренда 
  2. Патенты на промышленные образцы каждого вида товаров, имеющих стабильную форму (сумки, обувь, принты, новые типы раскроя и формы одежды), внешний вид аксессуаров 

Вид бизнеса: Дизайн и архитектурные бюро

Интеллектуальные права:

  1. Товарный знак самого бюро и наиболее успешных его услуг, названия проводимых мероприятий 
  2. Служебные произведения сотрудников бюро (архитектурные и дизайн-проекты), права на которые должны быть переданы самому бюро 

Вид бизнеса: Разработчики программного обеспечения 

Интеллектуальные права:

  1. Товарный знак компании и его программных продуктов 
  2. Патенты на промышленные образцы на интерфейс программных продуктов 
  3. Регистрация программ для ЭВМ (кода) 
  4. Патенты на алгоритмы программ 
  5. Коммерческая тайна: код и алгоритмы до его патентования\регистрации 

Универсальные объекты интеллектуальных прав и типовые способы их защиты 

Доменное имя: 
Регистрируем исключительно на себя или свою фирму одновременно с бизнесом и товарным знаком 

Фирменное наименование: 
Регистрируем фирму с названием, соответствующим будущему бренду 

Контент на сайте, в блоге, паблике; рекламные слоганы, дизайн-макеты, тексты обычной и онлайн-рекламы: 
Оформляем трудовые договоры и должностные инструкции с указанием рода деятельности со всеми творческими работниками (журналистами, копирайтерами, рекламщиками, маркетологами, дизайнерами, верстальщиками, фотографами и др.), или договоры об отчуждении исключительных авторских прав при работе на фрилансе 

Исключительные права, передаваемые от субподрядчиков:  
Привлекая субподрядчиков (субисполнителей) необходимо не только установить в договоре условия о передаче исключительных прав вам как заказчику, но и потребовать внести гарантию того, что передаваемые права свободны от прав третьих лиц (субисполнителей вашего субисполнителя, его работников), а также ответственность за нарушение этой гарантии 

Коммерческая тайна:
База данных клиентов, партнёров, поставщиков услуг, условия сотрудничества с ними, маркетинговые и рекламные методики, рационализаторские методы снижения издержек при производстве, продажах, оказании услуг, планы открытия новых производственных линий, вывода на рынок товаров, услуг, сервисов 

У вас остались вопросы? Хотите, чтобы мы разобрались, что именно стоит делать применительно к вашему бизнесу? Свяжитесь с нами и мы разберём стратегию защиты интеллектуальной собственности для вашего бизнеса. 

Похожие публикации

Похожие услуги

Комментировать

Всплываюшие формы

Для настройки форм, перейдите в режим правки и кликните на "Изменить область"


Кнопки в контактах

Калиниград
Form ID: kontacts_kaliningrad_callback
Заказать звонок
Подтвердите что вы не робот

Форма отправлена

Спасибо! Мы свяжемся с вами в ближайшее время


Москва
Form ID: kontacts_moscow_callback
Заказать звонок
Подтвердите что вы не робот

Форма отправлена

Спасибо! Мы свяжемся с вами в ближайшее время


Барнаул
Form ID: kontacts_barnaul_callback
Заказать звонок
Подтвердите что вы не робот

Форма отправлена

Спасибо! Мы свяжемся с вами в ближайшее время